Развлечения

Исмаил Гаспирали: пионер мусульманского пробуждения Российской империи

Парадоксальный, но важный факт, что группа мусульманских подданных Российской империи помогла институционализировать национализм в Турции и турецких территориях Российской империи в десятилетия, предшествовавшие созданию Турецкой республики среди пепла Первой мировой войны (1914 г. -1918).

Возможно, самым известным из них был Мирсаид Султан-Галиев, член большевистской партии и архитектор идеологии мусульманского национального коммунизма. Тем не менее было гораздо больше, в основном интеллектуалов-небольшевиков, таких как Юсуф Акчура, Ахмет Агаоглу (Агаев), Зеки Велиди Тоган и Исмаил Гаспирали (Гаспрински), каждый из которых внес значительный вклад в турецкое националистическое движение в конце Османской и республиканской эпох. Некоторые, такие как Акчура и Агаоглу, были политиками, а другие, как Тоган, были социологами.

Гаспирали, с другой стороны, способствовал турецко-мусульманскому пробуждению в Крыму благодаря своей деятельности в учебных заведениях и журналистике. Он был редактором периодического издания Tercüman, которое было основой турецкого национализма в Крыму с конца 19 века до начала 20 века.

молодежь

Исмаил Гаспирали Родился 20 марта 1851 года в селе Авджыкёй Бахчисарая в центральном Крыму. Его фамилия Гаспирали происходит из деревни его отца, Гаспра. Его отец Мустафа Алиоглу Гаспринский был лейтенантом, ушедшим в отставку из российской армии, а его мать Фатьма Султан происходила из известной мусульманской семьи в Крыму. Исмаил Гаспирали окончил гимназию для мальчиков Акмецида, а затем поступил в военное училище в Москве.

Москва помогла Гаспирали сблизиться с российскими интеллектуальными кругами под влиянием панславянской пропаганды того времени. Он осознал важность своего этнического происхождения в ответ на эту пропаганду. Он начал добиваться возрождения мусульман в Российской империи.

При этом он мысленно поддерживал Османскую империю. Итак, он попытался войти в Турцию с другом-мусульманином, чтобы присоединиться к османской армии, сражающейся с греками на Крите, но они были схвачены перед пересечением границы и отправлены обратно из русской армии.


Исмаил Гаспирали поддерживал идею единства в языке, работе и мнениях турецкого и исламского сообществ как редактор, политик и педагог.
Исмаил Гаспирали поддерживал идею единства в языке, работе и мнениях турецкого и исламского сообществ как редактор, политик и педагог.

Гаспирали вернулся в Бахчисарай и преподавал русский язык ученикам медресе. В этот период он прочитал множество русских текстов, в том числе литературные и философские произведения. Несколько лет спустя, в 1872 году, он уехал в Стамбул, Вену, Мюнхен, Штутгарт и, наконец, в Париж и зарабатывал на жизнь случайными заработками, которые он мог найти в течение двух лет, проведенных в Париже. Гаспирали даже работал личным помощником влиятельного русского писателя Ивана Тургенева. После Парижа он отправился в Стамбул с мечтой стать османским военным, но власти не приняли его. Итак, он вернулся в Крым.

Единство в языке, работе и мнениях

Гаспирали был избран заместителем мэра Бахчисарая в 1878 году и мэром в 1879 году. Во время своего пребывания на этом посту до 1884 года он пытался пробудить крымских татарских мусульман, которые, как он считал, политически спали. В 1881 году он начал писать свои первые статьи о положении мусульман в Российской империи.

Что интересно, Гаспирали пришлось писать по-русски из-за колониальных правил. Ему нужно было турецкое периодическое издание, которое не было разрешено империей. До 1883 года, когда он начал издавать русско-турецкое периодическое издание в Бахчисарае, он пытался достучаться до тюркоязычной публики, печатая небольшие брошюры в Тбилиси, Грузия.

Его периодическое издание Tercüman было названо в честь известной турецкой газеты Tercüman-ı Hakikat. Терчюман на протяжении десятилетий представлял татарское возрождение в Крыму. Гаспирали был издателем, редактором, писателем и работником в начальный период существования газеты. Иногда он просил свою семью о помощи. Терджюман оставался в издании более трех десятилетий, что превышает продолжительность жизни Гаспирали.

В своих многочисленных трудах в Tercüman Гаспирали пропагандировал идею, которую он сформулировал как «единство в языке, работе и мнениях». Он считал, что единство и солидарность российских мусульман может быть достигнуто только через образование. Он попытался реализовать свой идеал национального образования, открыв частную начальную школу в Бахчисарае. Как и его работа в Tercüman, он выполнял все школьные обязанности, включая финансирование установки, набор учителей, предоставление материалов, написание учебной программы и программы, а также печать учебников.

Метод, который он использовал в вышеупомянутой частной школе, назывался «усул-и чедид» или «новый метод обучения», что было краеугольным камнем джадидизма, движения конца 19 – начала 19 веков двадцатого века, направленного на модернизацию турецкого языка. Исламские культуры внутренне или косвенно. под влиянием Российской Империи. Метод Гаспирали был основан на базовом обучении родному языку, а не на своде религиозных правил. Он посетил многие регионы России, чтобы заручиться поддержкой нового метода, включая семьи известных нефтяных миллионеров на Кавказе. В начале Первой мировой войны количество школ, обучающих методу усули-чедид, превышало 5000.

Джадидизм

После русской революции 1905 года, также известной как Первая русская революция, Гаспирали обрел больше свободы для ускорения своей образовательной и политической деятельности. Он был избран главой Совета мусульман всея России, заседавшего 28 августа 1905 года в Нижнем Новгороде, Россия. Он также председательствовал на Собрании мусульман всего Крыма, состоявшемся 3 декабря 1905 года в Акмециде (Симферополь). Эти два конгресса объединили Совет мусульман мира в Петербурге в 1906 году. Мусульмане направили 25 представителей в собрание российской Думы в рамках этой политической деятельности, в которой Гаспирали сыграл важную роль. Кроме того, мусульмане официально провели съезд, в котором приняли участие 800 делегатов со всей Российской империи.


Памятник Исмаилу Гаспирали в Бахчисарае, Крым.
Памятник Исмаилу Гаспирали в Бахчисарае, Крым.

Однако империя не заставила себя долго ждать, чтобы нанести ответный удар, и в 1907 году российские власти снизили ограничения на мусульманские образовательные и политические свободы. Гаспирали бескомпромиссно отреагировал на эту новую политику, попытавшись провести международный конгресс мусульман в Каире, Египет. Он трижды приезжал в Каир и просил поддержки у Османской империи, которую он никогда не получит из-за дипломатического давления России на более слабые позиции Османской империи. В результате он не смог созвать съезд мусульман всего мира. Тем не менее ему удалось издать арабское периодическое издание «Аль-Нахда» в Каире.

Гаспирали отправился в Бомбей (ныне Мумбаи), чтобы представить свой метод обучения и джадидизм Индии, которая в то время была домом для самого большого мусульманского населения. Индийские мусульмане приветствовали его, и он даже открыл модельную школу в Бомбее, чтобы продемонстрировать эффективность своего метода обучения.

Гаспирали имел тесную связь с идеологическими формированиями в Турции. Все жители Запада, националисты и исламисты уважали его и интересовались его методом обучения. Однако к тому времени турецкие националисты считали его пионером. Он был частью Türk Dernei (турецкой ассоциации), основанной после революции 1908 года. Все националистические группы и периодические издания приветствовали его как одного из краеугольных камней своей идеологии, что верно лишь отчасти.

Исмаил Гаспирали умер 24 сентября 1914 года в Бахчисарае. На его похороны пришли более 6000 мусульман со всей Российской империи. Его могила находится рядом с могилой основателя Крымского ханства Хаджи Гирея. В 1944 году советская администрация разрушила его могилу во время депортации крымских татар. Они вернулись в Крым после распада Советского Союза, нашли место могилы Гаспирали и построили мемориальный камень его имени.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close
Close